О Гуманной Педагогике

Основу теории гуманно-личностной педагогики составляет совокупность идей, сложившихся в классическом духовно-философском, педагогическом и психологическом наследии, а также в современном творчестве. Способ её постижения извлекается из классических педагогических учений, которые мы определяем как Чашу Мудрости. Чаша эта неподвластна времени и пространству. Общение с классиком, по нашему убеждению, есть диалог с Будущим. Понятие «гуманная педагогика» мы в полной мере относим к педагогической классике, от Квинтилиана до Сухомлинского, но отводим его в сторону от сложившейся авторитарной педагогической мысли и практики, в рамках которой высшие педагогические ценности находят лишь грубо материалистическое толкование, в связи с чем силовой подход в образовательном пространстве становится нормой.

Понятие «гуманно-личностная педагогика» сложилось в нашем поиске и практике как одна из вариаций на тему гуманной педагогики, которая, как Чаша Мудрости, есть источник для неограниченного количества педагогических систем и подходов. К сожалению, открытий в этой сфере мало, ибо современная педагогическая мысль, в силу инерции, ведёт поиск путей усовершенствования авторитарной педагогики теперь уже с учётом развития технократического мышления и плодов его развития.

Теория гуманно-личностной педагогики, как и классическая педагогика, строится на допущениях, на аксиоматических началах. И по сути своей они те же самые, что и для классики. На вопрос «Что является незыблемым первоисточником для классического педагогического мышления, которым пронизаны все выводы, обоснования и который стремится направить практику?» мы получаем однозначный ответ: духовно-философские учения, возникшие на началах религиозности. В частности, все российские и европейские классики педагогики, все величайшие мыслители строят свои учения и взгляды на основе Учения Христа и христианской философии. По тому же пути развивается педагогическая мысль в других региональных культурах.

  • В основу гуманно-личностной педагогики кладутся следующие допущения и выводы из них:
  • - признаётся реальность, действительность Высшего Мира, Высшей Силы, Логоса, Бога, Абсолюта, Творца;
  • - признаётся бессмертие души человека, её устремлённость к вечному совершенствованию и восхождению;
  • - земная жизнь принимается как отрезок пути вечного совершенствования и восхождения души человека.
  • Из этих допущений делаются выводы в отношении сути ребёнка, сути человека:
  • - каждый ребёнок (человек) есть явление в нашей земной жизни;
  • - каждый ребёнок есть носитель своего предназначения на Земле, своей миссии;
  • - в каждом ребёнке заключена неограни­ченная энергия его духа.